Новости сайта

Программа шкурко т а танцевально экспрессивный тренинг

Краткая информация:
Имя файлаИмя файла: Программа шкурко т а танцевально экспрессивный тренинг
ПопулярностьРейтинг: ЗвездаЗвездаЗвездаЗвезда
ПользовательАвтор: vlad06071997
ДатаОбновлено: Позавчера
КатегорияКатегория: Выбор редакции
ИнформацияПросмотров: 865
Количество скачиванийЗагрузок: 299
БлагодарностиСказали спасибо: ivansid-74, kalinatulya, tafizowa, derenat
Проверено антивирусамиПроверено: Norton Internet SecurityKaspersky Anti-VirusDr. WebESET NOD32

СПб. Издательство «Речь», 2003. — 192 с:

Изложение авторской концепции танцевально-экспрессивного тренинга, созданного на основе социально-психологического подхода к танцу; оригинальной программы тренинга со множеством упражнений; случаев из практики, иллюстрирующих основные результаты и эффекты танцевально-экспрессивного тренинга, а также обширного материала по психологии танца.

ВВЕДЕНИЕ 7 Глава 1 ВИДЫ ТАНЦА И ИХ ФУНКЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 11 Человек разумный? Человек танцующий! Танцы первобытной эпохи. 11 Пляски античности


Подробнее о программе шкурко т а танцевально экспрессивный тренинг

18 «Экстатические», «бесовские», «задорные», «разгульные», «экспансивные» танцы Средневековья Танцы в эпоху Возрождения 20 23 Современный классический танец как вершина развития профессионального танца. Кризис формального танцевального искусства. «Новый танец» в США и в Европе 25 Глава 1 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА 27 Глава 3 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 39 Источники возникновения и развития различных направлений. танцевальной психотерапии Танцевальная психотерапия в США

39 40 Туманноструктурированная танцевальная терапия Гюнтера Аммона (Германия). 44 44 ;*Неинтерпретирующая» танцевально-двигательная терапия (Великобритания) 47 Эклектичность подходов современной танцевальной психотерапии. 52 Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии Использование спонтанного, неструктурированного танца Использование кругового группового танца Аутентичное движение Целенаправленный выбор музыки Ритмическая групповая активность 54 54 54

56 Ки .’. 57 57 .’. 57 57 Экспериментирование с движением и прик Техники работы с «мышечным панцирем» Использование невербальных ритуалов Целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений Организация различных видов обратной связи

59 60 60 Глава 4 ТЕОРИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО ТРЕНИНГА Танец как особая форма экспрессивного поведения личности Личностно-динамический подход к экспрессии человека 61 61 61 Сравнительный анализ танца и экспрессии. Структурные схемы индивидуального, диадного и группового кругового танца Основные теоретические положения ТЭТ Цели и задачи ТЭТ Основные понятия ТЭТ Понятие невербальных паттернов взаимодействия 65

‘1 72 72 Понятие экспрессивного репертуара и его основные характеристики Понятие танцевально-экспрессивного стереотипа 72 73 Глава 5 ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО ТРЕНИНГА 74 74 Занятие пер • » » • » » Разминка. «Ведущий и 78 Упражнение Танец «КтоЯ?» («Танец — визитная карточка»). 79 Заключительное упражнение « Танец-хоровод» Комментарии кзанятию№ 1 Занятие второе Разминка «Танец отдельных частей тела» Экспериментирование с движением (по системе Р. Лабана) Упражнение «Танец с самим собой». Комментарии кзанятию № 2 Занятие третье Разминка «Увеличительное стекло» Упражнение «Шмели и лебеди» Заключительное упражнение «Индивидуальный танец» Комментарии к занятию № 3 Занятие четвертое Разминка «Танец-загадка» Упражнение «Танец вслепую» Заключительное упражнение «Древние танцы» Комментарии к занятию № 4 Занятие пятое Разминка «Кинестетическая эмпатия» Упражнение «Взаимоотношение» Заключительное упражнение «Нарцисс и ручей» Комментарии к занятию № 5 Занятие шестое Разминка «Танец в кругу и зеркальное отображение» Упражнение «Власть и любовь» Заключительное упражнение «Значимый Другой» Комментарии к занятию № 6 Занятие седьмое Разминка «Танец живота» Упражнение «Пригласите танцевать» Заключительное упражнение «Все со всеми» Комментарии к занятию № 7 Занятие восьмое Разминка «Движения на память» Упражнение «Групповой танец» Комментарии к занятию № 8 80 81 » 83 84 88 88 90 90 90 92 92 94 94

97 98 102 102 102 103 104 106 106 106 108 109 ПО 110 111 111 112 112 112 113 113 Глава 6 РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО ТРЕНИНГА Динамика отношений участников в тренинге тренинга Динамика осознаваемых отношений участников тренинга 115 115 118 Динамика неосознаваемых отношений участников тренинга к членам программы и к себе 119 Динамика осознаваемых и неосознаваемых самоотношений участников тренинга 122 Динамика дифференцированности неосознаваемых отношений к себе и к экспрессивным Динамика взаимности отношений 123 124 Динамика отношений участников танцевально-экспрессивного тренинга к группе 125 Общие выводы о динамике различных видов и параметров

отношений в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. 131 Индивидуальные различия в динамике отношений участников танцевально-экспрессивного тренинга Основные эффекты танцевально-экспрессивного тренинга Области применения танцевально-экспрессивного тренинга 133 136 140 Глава 7 УМЕНИЯ И НАВЫКИ ВЕДУЩЕГО ГРУПП ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО ТРЕНИНГА ; 142 142 Специфические и неспецифические умения ведущего групп танцевально-экспрессивного тренинга 142 Проблемы ведущего при использовании спонтанного невербального поведения 144 Позитивные и негативные результаты применения невербальных техник и упражнений Проблема личного участия ведущего программ танцевально-экспрессивного тренинга в невербальных танцевальных упражнениях 144 146 Множественность ролей ведущего групп танцевально-экспрессивного тренинга ПРИЛОЖЕНИЯ 148 150 Приложение 1. Аннотация к танцевально-экспрессивному тренингу с указанием основных понятий и явлений, с которыми будет работать ведущий тренинговой группы 150 Приложение 2. Экскурс в теорию отношений личности (В помощь ведущему танцевально-экспрессивного тренинга). 153 Приложение 3. Диагностические процедуры для отслеживания результатов тренинга 163 Приложение 4. Программа подготовки ведущего танцевально-экспрессивного тренинга СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

166 183 ВВЕДЕНИЕ

Тренинг — эта та программа человеческой жизни, в экспрессивной каждый может чувствовать себя специалистом

Танцевально-экспрессивный тренинг представляет собой новое направление социально-психологического тренинга. Создан он на основе тренинга подходов современной танцевальной программы, преимущественно западной (отечественные наработки в этой области минимальны), и отечественного социально-психологического тренинга.

программе шкурко т а танцевально экспрессивный тренинг

Что взял танцевально-экспрессивный тренинг от танцевальной психотерапии? Конечно же, поклонение танцу, наделение его разнообразными возможностями и функциями, веру в то, что танец имеет огромный психотерапевтический потенциал, наконец, убеждение, что танец — это не только отражение жизни, это — сама жизнь. Чего стоит только определение танца, принятое практически всеми танцевальными психотерапевтами: «Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни».

Итак, первое, что позаимствовал танцевально-экспрессивный тренинг у танцевальной психотерапии, — идею о возможности использования танца в психологических целях. Второе — ряд методических приемов, разработанных еще первыми танцевальными психотерапевтами: кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем «отзеркаливания» его движений), ритмическая синхронизация (совместное движение под единый ритм) и некоторые другие.

Что же дает нам право говорить о танцевально-экспрессивном тренинге как об отдельном подходе? Прежде всего, особое понимание танца.

В танцевальной психотерапии существует достаточно широкое толкование танца, что порождает различные способы его интерпретации — от психоаналитических и метафорических до подстрочного комментария к движению. Между различными направлениями разгораются жаркие споры по вопросу о том, каким образом нужно

интерпретировать танец и нужно ли вообще делать это. Так, например, английская танцевальная психотерапия отличается от американской именно тем, что является неинтерпретирующей.

Вместе с этим все существующие на сегодняшний день направления танцевальной психотерапии (а их немало) не отрицают особое значение обратной связи в психотерапевтическом процессе. Очевидно, что схемы обратной связи напрямую связаны с тем пониманием танца, которое лежит в основе того или иного направления. Так, если танец понимается прежде всего как телесный акт, как выброс и перераспределение энергии, то и интерпретироваться он будет в первую очередь с точки зрения тех телесных чувств и ощущений, которые он вызвал. Все, кто занимается практической работой, будь то психотерапия или социально-психологический тренинг, понимают исключительную важность схем анализа при обсуждении полученного в ходе работы психологического материала, так как именно с правильным их использованием связаны «ядерные» эффекты работы.

Известно, что танцевальная психотерапия развивалась от практики к теории. Зачатки теории танцевальной психотерапии появились лишь через 10 лет после начала ее практического применения. Подобный путь прошел и автор этой книги. При использовании танца в рамках социально-психологического тренинга -главной проблемой стала организация обратной связи. Обратная связь типа: «Рука пошла туда, нога — туда» или «Я почувствовала необыкновенную легкость» ничего не давала участникам. Возникла потребность в теории танца, которая могла бы предоставить схемы анализа для практической работы. В свое время К. Левин так писал о связи теории и практики в групповой работе: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В области групповой динамики больше, чем в любой другой области психологии, теория и практика связаны методологически. При правильном применении это сочетание могло бы одновременно дать ответы на теоретические вопросы и усилить тот рациональный подход к нашим практическим социальным проблемам, который является одним из основных условий их решения».

Существующие теории танца — биологические, психологические, социокультурные — не давали решения возникшей проблемы. Проведенный анализ возникновения и развития танца показал особую роль его социально-психологических функций как для развития танцевального искусства, так и для развития человечества. На мой взгляд, именно благодаря этим функциям он сохранился до наших дней. Кроме того, сравнительный анализ танца и экспрессивного поведения показал, что танец является особой формой экспрессивного поведения

личности и к нему могут быть применены соответствующие схемы анализа. Рассмотрение танцевального взаимодействия через призму такесических и проксемических компонентов экспрессивного поведения позволило сделать главный вывод: центральной в структуре интерпретации различных паттернов танцевального взаимодействия является такая психологическая категория, как «отношение».

Сделаем небольшой экскурс в теорию отношений. Категория «отношения» является одной из центральных категорий психологической науки. Под отношением в психологии понимают основанную на опыте психологическую связь человека с миром, с другими людьми и с самим собой. В различных исследованиях подчеркивается ряд сущностных черт отношения, а именно: 1) связь отношений человека с его потребностями; 2) единство отношения, выражения и обращения; 3) связь отношения, образа и процессов социально-психологической интерпретации; 4) отношение есть процесс и результат общения. Фундаментальным для психологии является положение о личности как относительно стабильной системе характерных для нее отношений.

Таким образом, использование категории «отношение» при интерпретации танцевального взаимодействия участников танцевально-экспрессивного тренинга дает возможность доступа к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, жизненных потребностей и ценностей, представлений о себе и о мире и т. д. Кроме того, запуск процессов интерпретации в танцевально-экспрессивном тренинге позволяет участникам осознать свои реальные отношения — к группе, к себе, к конкретным другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.

Подобный подход позволил сформулировать основные положения, цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга. Если бы мы попытались в нескольких словах выразить суть этого подхода, то это выглядело бы следующим образом. В отличие от биологического подхода (где танец рассматривается преимущественно как мо-торно-ритмическое выражение сексуальной энергии), психологического (где танец — это отражение характера импульсов нервной системы индивидуума), социокультурного (где танец — феномен цивилизации), социально-психологический подход к танцу предполагает акцент на его коммуникативной природе и рассматривает его как отношение — к миру, к другому человеку. Социально-психологический подход не противопоставлен вышеперечисленным подходам, а скорее объединяет их.

Базовым представлением, лежащим в основе танцевально-экспрессивного тренинга, разрабатываемого в рамках личностно-дина-10

Глава 1

мического подхода к экспрессии человека (В. А. Лабунская, 1986, 1990, 1999), является представление о танце как экспрессивной модели выражения личности, включенной в определенный социально-психологический контекст. Подобное представление о танце дало схемы его анализа и описания, а также позволило по-иному взглянуть на сам танец, его диагностические, индикативные и регулятивные возможности.

Утилита шкурко т а пляшущий экспрессивный тренинг

Случайные статьи: